Православные святыни Стамбула (паломнические туры).

Церковь Святого Георгия. Храм в Патриархии.

До завоевания Константинополя, резиденцией Патриарха, второго человека в государстве после императора, служил Собор Святой Софии. Когда собор преобразовали в мечеть (1453), то Патриарху Геннадиосу предоставили древнюю церковь Св. Апостолов, но уже в 1456 г. этот храм решено снести для постройки мечети Фатих, и Патриарху пришлось переезжать в церковь Панагии Паммакаристос. Правда, Мехмед II даже предоставил для этого Геннадиосу лошадь из собственной конюшни, дабы переезд не причинил ему излишних неудобств. Кроме лошади, Патриарх получил от султана фирман, гарантирующий ему личную неприкосновенность, уважение его сана и освобождения его и подчиненных ему епископов от всех налогов «на вечные времена». Не смотря на фирман, церковь Панагии Паммакаристос со временем тоже преобразовали в мечеть (1587), а Патриарх только после ещё нескольких переселений смог окончательно обосновался (1601) в здании небольшого женского монастыря Св. Георгия в Фенере.
Здание Константинопольского патриархата на границе главного христианского района старого Стамбула уже много лет украшает город и заключает в себе вечную загадку христианства. Главные ворота в церковь заперты с 1821 года, когда турки повесили на них патриарха Григория V за отказ изменить своей вере. Озверевшим туркам, жаждущим крови и мести за греческое восстание, он сказал: "Напрасно трудитесь, христианский патриарх умирает христианином".
Патриарх Григорий V, погибший от рук турков во время войны за независимость, был впоследствии канонизирован как священномученик. Именно в память о героической гибели патриарха главные ворота Константинопольской Патриархии были закрыты в 1821 году и остаются закрытыми по сей день, а вход на территорию церкви осуществляется через боковую дверь.
Церковь Святого Георгия представляет собой поистине внушительное и величественное здание. Построенная из белого камня, с высокими сводами и загадочно темнеющими окнами, она производит двойственное впечатление - с одной стороны ее величественность вызывает трепет перед могуществом православной церкви, с другой - свет и тепло, исходящие из ее стен, которые вселяют надежду на будущее. Изнутри здание ничуть не менее интересно, оно наверняка понравится любителям старинных святынь и просто ценителям прекрасного. Богатое убранство и обилие света, исходящего, как кажется, отовсюду, производят незабываемое впечатление.
Кроме того, в церкви хранится несколько весьма почитаемых реликвий, среди которых уникальные мозаичные иконы («Иоанн Креститель» и «Богоматерь», середина XI - конец XII века), византийский церемониальный крест, вырезанный якобы из древа Святого Креста, каменная колонна, к которой привязали Христа для бичевания, патриарший трон, на котором, по преданию, восседал сам Иоанн Златоуст - константинопольский епископ IV века, один из Отцов Церкви и великий духовный учитель.

Церковь Балыклы.

Прекрасное здание церкви располагается в квартале Меркезэфенди рядом с греческим православным кладбищем между улицами Балыклы и Сейитнизам. Несмотря на высокие стены, которыми окружена эта святыня, она гостеприимно распахивает двери перед каждым, кто интересуется историей христианства на Востоке...
Церковь будто бы окружена ореолом таинственности, и это вполне объяснимо, ведь ее многовековая история достойна сказочных легенд! Поражает уже хотя бы то, что, согласно древним источникам, для постройки церкви использовался материал, оставшийся после постройки собора Святой Софии...
Церковь Балыклы была построена во второй половине пятого века императором Лео I. Позже, византийский император Хустинианос I расширил и отреставрировал церковь.
В 1834 году церковь была вновь перестроена во время правления Патриарха Константина I и восстановлена по приказу Оттоманского султана Махмуда II - в таком виде здание находится на сегодняшний день. Последняя реставрация церкви была проведена в 1933 году. Церковь Балыклы в Стамбуле во многом известна своим животворным источником Зоодоху Пиги, который сам по себе является христианской святыней и уже прославился своими чудесами на протяжении многих веков. Известно, что император Юстиниан I вылечил целебной водой источника свою желчнокаменную болезнь. Так и повелось с древних времен, что поток больных и страждущих к святому источнику никогда не иссякал.
А название церкви, предположительно, произошло из-за красных рыбок, плавающих в бассейне источника...
Посетить церковь и насладиться красотой священного источника можно ежедневно с 8:00 до 17:00. Вам несомненно будет на что посмотреть - помимо целебного источника на территории церкви так же располагается женский монастырь и некрополь Константинопольских патриархов. Да и само здание церкви вам уж точно понравится, ведь это не только красивейшая святыня, но и древний памятник религии и культуры Стамбула.

Подворье Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне.

В церкви находится список с чудотворной иконы Владимирской Божией Матери. Храм располагается на шестом этаже старинного монументального здания, построенного в 1873 году специально для подворья афонского Пантелеимоновского монастыря. Подворье создавалось с целью помощи русским паломникам, следующим через Стамбул к святым местам – в Иерусалим и на Святую Гору Афон.
Чин освящения церкви 2 февраля 1879 года совершил греческий Патриарх Иоаким III. Внутреннее убранство церкви поражает яркостью красок. Дело в том, что несколько лет назад в храме провели реставрацию, и все фрески на стенах и потолке были написаны заново на пожертвование одного из прихожан.
Вокруг дома – терраса. Здесь после службы прихожане проводят чаепития.
В храме находятся уникальные иконы-чудотворный образ священномученика Пантелеимона, написанный в 1898 году в Пантелеимоновском монастыре на Афоне специально для этого храма, и чудотворная икона Божией Матери Владимирской. Последняя появилась здесь вскоре после постройки церкви. По преданию, ее подарила храму монахиня из России, насельница Вознесенского женского монастыря Митрофания. В 1879 году, отправляясь поклониться Гробу Господню, она остановилась на Пантелеимоновском подворье. Икону, с которой она никогда не расставалась, – таково было родительское благословение, – она разрешила временно размес-тить в здешнем храме. Поскольку в недавно основанном храме было еще мало образов, монахи уговорили Митрофанию оставить свою икону хотя бы на время путешествия. Через девять лет монахиня вернулась обратно и забрала свою икону. Однако вскоре по возвращении домой она тяжело заболела: ее лицо начало буквально «гнить заживо». Доктора не находили средств, чтобы ее вылечить и сулили ей скорую кончину. На праздник Успения Божией Матери Митрофания закутала свое лицо и пошла в Успенский Собор, где горько плакала и просила помощи у Богородицы. Неожиданно к ней подошла незнакомая женщина, спросила: «Вы из Константинополя икону взяли?» и приказала вернуть образ в храм Пантелеимоновского подворья. Женщина тут же отошла и исчезла. Сколько ни искала ее монахиня, найти не могла. Но запомнила слова незнакомки: «Верни икону на место, и ты поправишься». Как только Митрофания подготовила икону к отправке в Константинополь, ее болезнь прекратилась. Прожив длинную жизнь, матушка Митрофания больше никогда не болела. А икона и по сей день хранится в Стамбуле...

Влахернская церковь Богородицы.

Влахернская церковь святой Богородицы была построена еще в пятом веке на святом источнике, который считают слезами Девы Марии. Церковь знаменита во многом благодаря чудотворной древней иконе Богоматери, предположительно написанной самим евангелистом Лукой. Легенда, связанная с иконой, гласит, что после того, написавший ее Лука передал икону своему ученику Феофилу, после смерти которого икона была перенесена в Иерусалим, а оттуда - уже в Константинополь, в храм, который был построен специально для нее - во Влахернскую церковь. А в 1383 году икона чудесным образом явилась в России - рыбаки случайно увидели ее парящей над Ладожским озером. После этого икону переместили в город Тихвин Новгородской губернии. Там она спокойно находилась на протяжении долгих лет, лишь во времена революции ее пришлось скрывать в потаенном месте; впоследствии икона совершила путешествие в Ригу, оттуда каким-то образом попала в Чикаго, и лишь не так давно святыню снова вернули в Тихвин. Много лет назад знаменитая церковь была построена у императорского дворца в предместье Константинополя Влахерны. Строительство храма было начато в 450 году императрицей Пульхерией, а окончено Маркианом уже после ее смерти. Вскоре в храм была доставлена риза Богородицы, для которой построили специальное здание рядом с церковью. Впоследствии под кров церкви перенесли и священный источник. При императоре Юстине церковный комплекс был расширен, также к нему добавился дворец, со временем ставший основной резиденцией. На своем веку храму пришлось пройти через много бед и испытаний, в результате которых его историческое наследие серьезно пострадало - сейчас церковь уже представляет собой результат многочисленных серьезных реставраций, от первоначального ее облика уже практически ничего не осталось, можно сказать, что храм был отстроен заново.
Внутреннее убранство здания было сильно повреждено во времена иконоборчества - Влахернскую церковь в Стамбуле не минула эта беда - ценные мозаики на стенах церкви были заменены на изображения растительного и животного мира. Кроме этого, на долю церкви выпадали и пожары. Одним из самых страшных был пожар 1070 года, а в результате пожара 1434 года загоревшееся здание церкви просто обрушилось. В течение долгого времени святое место оставалось пустым, так как средств на его восстановление попросту не было.
Лишь в XIX священное место было отмечено строительством скромной греческой часовни, которую можно посетить и в наши дни.

Церковь Марии Монгольской.

Эта удивительная церковь появилась в Константинополе в грозную эпоху монгольских завоеваний. Дикий кочевой народ, о котором Европа тех лет понятия не имела, в считанные годы сокрушил полмира. Монголы захватили Китай, Персию, Русь, половину Европы. Отряды кочевников зимовали у Парижа! Византийские императоры, непревзойденные мастера в деле управления территориями, сразу поняли, что нет смысла воевать с монголами. Те были чересчур сильны, а Византия в то время - очень ослаблена. Решение было принято сразу. Династический брак! И уже в середине 13 века из Константинополя в Сарай-Бату (столицу Орды, государственного образования кочевников) отбывает гигантское посольство. Несколько тысяч всадников, пешие носильщики, придворные... Все они сопровождали незаконнорожденную, но признанную отцом дочь императора Михаила Восьмого Палеолога. Звали девушку Мария, и ей суждено было стать супругой монгольского хана Хулагу... Но тот, покорив Багдад, заболел и скончался от лихорадки. Не растерявшись, монгольская знать выдала девушку замуж за ханского сына, Абага.Сохранилось несколько интересных описаний пребывания Марии в стане кочевников. Девушка, привыкшая к морю и городу, поначалу очень тосковала по дому, но потом нашла себя в вере. Царица Мария - вторая жена хана (те практиковали многоженство) - защищала христиан при дворе и построила несколько православных церквей в Сарае. Правда, как и все здания того времени у монголов, они были из дерева и по сей день не сохранились. После того, как погиб муж Марии, ее с почестями отправили домой, в Константинополь. Здесь Мария решила посвятить свою жизнь религии без остатка и приняла монашеский постриг. Под новым именем монахини Мелании монгольская царица прожила в городе на Босфоре еще несколько лет и умерла, успев основать в год своей смерти (1282) церковь. Это и есть храм Марии Монгольской. Храм, отлично сохранившийся по сей день, был открыт и после османского завоевания Константинополя. Говорят, указ о том, что здесь нельзя открывать мечеть, подписал сам султан Мехмет Завоеватель. И бумагу с его подписью держали в храме на самом почетном месте. Поэтому стамбульская церковь Святой Марии Монгольской - единственный православный храм города, который не был закрыт ни одного дня. Кстати, у храма есть еще одно название - Кровавый. И назван он так вовсе не из-за крови, как многие думают, а из-за красного цвета кирпичей, которые были подобраны для строительства. Среди достопримечательностей церкви - ее уникальные мозаики, на которых изображены евангельские сцены. Сама большая и красивая - мозаичный портрет Богородицы.

Церковь желания.

В Стамбуле есть одна древняя греческая церковь. Местные ее называют церковью одного дня (поскольку она открыта только в первый день каждого нового месяца) или церковью исполнения желаний . Находится она в районе Unkapani и называется Ay Bir Kilisesi или Meryem Ana Ayazmasi или Vefa Kilisesi. Сюда приходят молиться не только христиане - православные, католики, протестанты.. Во внутреннем храме огромное количество старинных, невероятно "сильных" икон, датирующихся 9-11 веками. На входе, каждый желающий, приобретает специальные ключики. "Замыкая" оклады икон, нужно загадать желание. Говорят, что нет таких желаний, которые бы не исполнились.е Из памятных христианам мест в Стамбуле есть еще и Студийский монастырь, игуменом которого был прп. Феодор Студит, и храм Иоанна Предтечи в Трулле, где в 691-92 годах проходил Пято-Шестой или Трулльский собор, и церковь св. Ирины, где за триста лет до этого прошел Первый Вселенский собор. Но, увы, сейчас над многими этими славными постройками высятся минареты. Со всеми этими и другими храмами вы сможете подробнее ознакомится на экскурсии по Святым местам Стамбула. экскурсии

 
 
 
  Главная страница
  Турция, первое знакомство
  Экскурсии по Стамбулу
  Лечение и отдых в окрестностях Стамбула
  Маршруты по Турции
  Православные святыни Стамбула
  Условия и цены
Контакты
 
Rambler's Top100
 
Copyright © Raksolana Tur
 
 
Создание сайта - Творческая группа "Весна"